г. Москва, метро Павелецкая,
ул. Дубининская 57, стр. 1.
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб с 11:00 до 16:00
Главная » Без рубрики » Юрист МКА “Николаев и партнеры” Василий Моисеев комментирует патентные споры российских банков

Юрист МКА “Николаев и партнеры” Василий Моисеев комментирует патентные споры российских банков

Заведующий вкладом

Банк “Восточный экспресс” прицепился к праздничным словам

В преддверии Нового года некоторые крупные банки получили уведомление о том, что использовать в названиях своих продуктов и услуг слова “новогодний”, “рождественский” и “отпускной” можно только при наличии лицензионного договора с банком “Восточный экспресс”. Он зарегистрировал эти слова в качестве товарных знаков и планирует брать с использующих их банков 300 тыс. руб. ежегодно. Банки платить не спешат.

Банк “Восточный экспресс” после завершения объединения с банком “Движение” разослал банкам уведомление о том, что он является правообладателем товарных знаков “Отпускной”, “Рождественский” и “Новогодний”, рассказали “Ъ” участники рынка. Использование данных слов возможно только при заключении соответствующего договора с банком “Восточный экспресс” в отношении банковских, страховых услуг, а также связанного с оценкой недвижимости и произведений искусства. В письме (есть в распоряжении “Ъ”) банк сообщает о своих правах и предупреждает, что использование этих слов является нарушением законодательства. “Мы получали письмо от банка “Восточный экспресс” и были удивлены, что общеупотребительные слова “рождественский” и “новогодний” стали объектами патентной защиты”,— сообщили в Росбанке. Такое письмо получили и в “Абсолют банке”, банке “Санкт-Петербург”, Собинбанке и других. В банке “Восточный экспресс” “Ъ” подтвердили факт рассылки и сообщили, что направили соответствующие уведомления Топ-100 российских банков.

Банк “Восточный экспресс” на 1 октября занимал 66-е место по размеру активов и 54-е место по капиталу. Одним из крупнейших акционеров банка, по данным на 1 ноября 2009 года, является Игорь Ким, генеральный директор и совладелец МДМ банка, ему принадлежит 17,58% акций “Восточного экспресса”.

В Собинбанке, предлагающем вклад “Рождественский подарок”, подтвердили получение письма, но уточнили, что отказываться от этого названия не собираются. “Мы ничего менять не будем, слова “новогодний” и “рождественский” — общеупотребительные, и мы вообще удивлены, что такой патент получен”,— сообщили в пресс-службе Собинбанка. Так же отреагировали на письмо и в банке “Санкт-Петербург”, уже пять лет предлагающем сезонный вклад “Новогодний Петербург”. По словам представителей “Санкт-Петербурга”, “Восточный экспресс” оценил использование зарегистрированного товарного знака в 300 тыс. руб. ежегодно.

Как сообщили “Ъ” в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте), в Гражданском кодексе действительно есть ограничения по регистрации общеупотребительных слов в качестве товарных знаков, однако в данном случае “Восточный экспресс” все сделал правильно. Как пояснили “Ъ” в Роспатенте, так как слова “рождественский”, “новогодний” и “отпускной” никак по смыслу не связаны с банковско-финансовой сферой, их, согласно ст. 1483 ГК, можно было регистрировать в качестве товарного знака для продуктов и услуг именно этой сферы, что “Восточный экспресс” и сделал. “Регистрация подобных слов и словосочетаний не противоречит российскому законодательству,— признает главный юрисконсульт СБ-банка Кристина Трофимова.— Пока нет практики по этому вопросу, сказать, что конкретно стоит делать, сложно”.

По мнению юриста московской коллегии адвокатов “Николаев и партнеры” Василия Моисеева, банкам бороться все-таки стоит. “Регистрацию товарного знака Роспатентом можно оспорить в Палате по патентным спорам, этот орган руководствуется не только ч. 4 ГК, но и здравым смыслом, и зачастую решения Роспатента по регистрации товарного знака отменяются”,— подчеркивает юрист.

“Банки предлагали и будут предлагать сезонные вклады, в названиях которых активно используются понятные потребителю слова, указывающие на временный, сезонный характер предложения”,— говорит начальник управления маркетинга и коммуникаций банка “Возрождение” Андрей Смирнов.

Заказать звонок
+
Жду звонка!